ОКБД | Дирижаблестроение... | оглавление | пред.раздел | след.раздел

Обоснование целесообразности
использования воздухоплавательных
аппаратов-носителей

4.1. Преимущества воздухоплавательных аппаратов - носителей.

Для научных исследований к патрулирования в атмосфере ВАН обладают рядом преимуществ по сравнению с летательными аппаратами тяжелее воздуха :самолетами и вертолетами, в том числе:

4.1.1. Значительно меньшими энергетическими затратами для удержания ВАН в воздухе за счет подъемной силы аэростатного газа.

4.1.2. возможностью перемещения в горизонтальном направлении на малых скоростях от 0 до 120 км/ч, благодаря чему воздухоплавательный аппарат может зависать и длительное время патрулировать в заданном районе, передавая информацию на землю.

4.1.3 Возможностью совершать продолжительное беспосадочное свободное плавание (дрейф) в атмосфере.

4.1.4 Возможностью разместить на поверхности оболочки ВАН большое количество солнечных элементов для преобразования солнечной энергии в электрическую и получения добавочной мощности для пополнения бортовых энергоресурсов.

4.1.5 Возможностью разместить на ВАН и поднять на заданную высоту полезный груз независимо от его формы и габаритов. Объем оболочки (корпуса) и линейные размеры ВАН зависят только от высоты полета и массы полезного груза.

4.1.6. Возможностью разместить на одном воздухоплавательном аппарате одновременно несколько салонов или наблюдательных пунктов на различных уровнях в удалении друг от друга для установки научно-исследовательских приборов и оборудования и обеспечения обзора по сфере.

4.1.7. Отсутствие вибрации от работающих двигателей позволяет повысить точность и надежность измерений.

4.1.8. Съемные салоны и контейнеры для приборов и оборудования, устанавливаемых на воздухоплавательном аппарате-носителе, превращают его в универсальное средство для научных исследований многоцелевого назначения.

4.2. Обоснование выбранных конструкций ВАН.

Выбор типа конструкции ВАН для разработки основан на :

4.2.1.Экономической целесообразности эксплуатации выбранных вариантов.

4.2.2. Технической возможности изготовления опытного образца на зкспериментально-производственной базе Уральского сектора авианосителей и полигонных сооружений ОНИЛ ДД ИОФ ан ссср при НГПИ

4.2.3. Возможности изготовления опытных партий ВАН на заводах РТИ (Ангренском заводе "Резинотехника", Уфимском заводе РТИ и др.) в кооперации с предприятиями автомобильной промышленности, среднего и общего машиностроения без существенного переоборудования их производства (цехов, участков, мастерских и пр.).

4.2.4. Использовании для изготовления опытных образцов ВАН отечественной материально-сырьевой базы.

4.2.5. Возможности получения не дефицитных серийных покупных изделий для ВАН (двигателей, материалов для оболочек) из социалистических стран-участниц СЭВ и освоения их производства отечественной промышленностью.

4.2.6. Широкой кооперации в выполнении НИР и ОКР в промышленными и опытными предприятиями, научно-исследовательскими институтами и организациями АН СССР и других ведомств,в том числе:

4.2.6.1. Казанским авиационным институтом им. А.Н.Туполева для выполнения аэродинамических исследований формообразования корпусов ВАН.

4.2.6.2. Академией Гражданской авиации для совместной разработки систем управления.

4.2.6.3. Свердловским архитектурным институтом, институтом "ГИПРОПРОС" ГОССТРОЯ РСФСР и Московским инженерно-строительным институтом для выполнения проектов сооружений полигонных комплексов и дизайнерской разработки ВАН.

4.2.6.4. Якутским Госуниверситетом для подбора утеплителя сооружений полигонных комплексов.

4.2.6.5. Всесоюзным институтом "Оргэнергострой" и др.НИИ Минэнерго СССР для разработке камеры нагрева и газовоздушной системы ВАН типа термостат.

4.2.6.6. УкрНИИПВ (г.Киев) для изготовления сотовой мягкой оболочки ВАН.

4.2.6.7. Казанским заводом газовой аппаратуры для изготовления узлов конструкции камеры нагрева для ВАН типа термостат.

4.2.6.8. Первоуральским Новотрубным заводом для иготовления баллонов для аэростатного газа.

4.2.6.9. Минибаевским газоперерабатывающим заводом для приобретения гелия.

4.2.6.10 Машиностроительными заводами для изготовления отдельных узлов конструкций и приобретения покупных изделий для ВАН.

4.2.6.11. Воинскими частями Уральского военного округа для приобретения авиационных приборов и агрегатов.

4.2.6.12. Предприятиями и организациями ГОСАГРОПРОМА Узбекской ССР и Свердловской области для приобретения строительных материалов и строительно-монтажной техники на строительство полигонного комплекса в Наманганском аэропорту и производственных помещении на экспериментально-производственной базе Уральского сектора авианосителей и полигонных сооружений ОНИЛ ДД ИОФ АН СССР при НГПИ в г.Березовском и другими организациями, институтами и предприятиями.

4.2.7. Условиях наземного технического обслуживания ВАН на полигонах, подъема в воздух и посадки на землю в необорудованных местах, их ремонта и содержания (хранения) на земле между полетами.

Правилах эксплуатации летательных аппаратов в воздушном пространстве СССР [9.21 -9.31]

4.2.9 Надежности эксплуатации и безопасности полетов опытных ВАН.

4.3. Выбор направления СВР и НИР

На основе анализа преимуществ и недостатков отдельных типов воздухоплавательных аппаратов и сравнения их конструкций разработчики ВАН пришли к выводу о необходимости выполнения ОКР и НИР по следующей тематике:

4.3.1. Эскизная разработка ВАН на аэростатном газе гелий. Отработка системы управления и конструкций на стендах. Изготовление опытной летающей модели.

4.3.2. Эскизная разработка ВАН-термостата с подогревом воздуха природным газом. Отработка конструкции камеры нагрева и газовоздушной системы на стендах. Изготовление опытной летающей модели.

4.3.3. Исследование возможности размещения на поверхности оболочки (корпуса) и АИ тонкопленочных солнечных элементов для преобразования тепловой энергии солнца в электрическую для энергоснабжения бортовых потребителей. Эскизная разработка гелиостата. Изготовление летающей модели гелиостата и ее испытания на полигоне в Наманганском аэропорту.

4.3.4. Разработка проектов сооружений полигонных комплексов, возводимых с помощью пневматической опалубки методом торкретирования.

По результатам научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ отобрать оптимальные варианты конструкций для разработки и изготовления опытного - носителя.

Данный документ является электронной версий научно-технического отчета "Воздухоплавательные аппараты-носители" по хоздоговору 34/86 ОНИЛ ДД ИОФ АН СССР при НГПИ. Авторские права принадлежат Бимбату Д.З. Перепечатка, передача другим организациям или использование в печати материалов отчета могут производиться только с разрешения Бимбата Д.З. или заведующего ОНИЛ ДД ИОФ АН СССР при НГПИ 

X